8-952-002-9111
 
 
 

Справка ГИБДД о ДТП: ее больше не получить — как быть?

С 20 октября справка ГИБДД о ДТП не будет выдаваться сотрудниками автоинспекции. Меж тем, этот документ нужен для страховой компании.

Если такую справку больше не дают в ГИБДД, то где ее получить? На кого ложится функция выдачи документа, кому отправлять зарос?

Подробнее
 

Готовимся в дорогу

Трудно назвать другой вид семейного отдыха, с которым по разнообразию и полноте впечатлений можно сравнить автомобильное путешествие во время отпуска. А чтобы не омрачалось оно техническими причинами, многое надо предусмотреть. О самом главном рассказывает сегодня опытный автолюбитель О. Яременко. Этот материал адресован в основном молодым автомобилистам.
Подробнее
 

Если загорелся "Check Engine"...

Многие автовладельцы знают, что на современных машинах на панели приборов присутствует желтая лампочка "check engine" – что означает "проверьте двигатель". Она сигнализирует о том, что блок управления обнаружил какой-то сбой в работе.
Когда вы заводите автомобиль, нормальным явлением является то, что сигнал сначала загорается, а после запуска сразу гаснет. Но если лампочка начинает вам докучать во время движения, это первый сигнал к действию.
Этот сигнал является самым непонятным, так как может означать много разных вещей: от потери крышки бензобака до серьезных проблем с двигателем. 
Подробнее
 

Вызвать эвакуатор

8-952-002-9111

За секунду до аварии

Нередко водитель, рассказывая о случившейся с ним аварии, заканчивает свое грустное повествование так: "Я сделал все, что мог, но ничего нельзя было поправить". Бывает, что избежать аварии действительно трудно, а вот принять меры, которые снизили бы тяжесть ее последствий, спасли людей от серьезных травм, вполне возможно. К сожалению, часто этого не происходит. Вначале все внимание водителя сосредоточено только на том, как бы уйти от столкновения, а когда это не получается, он попросту отдается воле случая. Между тем может наступить тот момент, та секунда до аварии, когда надо принять ее как неизбежность и бросить все силы на то, чтобы спасти людей – выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями. Вот на эту тему мы и хотим поговорить.

В предлагаемом отрывке из переводной книги "За рулем без ошибок", выпущенной издательством "Транспорт", рассматриваются действия водителя по управлению автомобилем. Материал судебно-медицинского эксперта содержит советы, как вести себя в момент, когда удар о препятствие становится неизбежным.


Объективная реальность: аварии существуют. Без сомнения, мысли о них вызывают страх. Но он не спасает от аварий, даже как постоянное подсознательное предупреждение. Ведь причиной их может быть поступок другого человека. Страх создает плохих водителей. В испуге человек делает как раз не то, что должен делать, он теряет способность поступать правильно.

Порой много пишут и говорят о "секунде испуга". Имеется в виду внезапное умственное "короткое замыкание". Конечно, человек при внезапно изменившейся ситуации может испугаться. Но мы будем рассматривать время реакции, которое обычно отсчитывается от момента распознавания опасности до принятия мер (0,2–0,5 с). Те, у кого оно дольше, были невнимательны, не подготовлены или мало сосредоточены на обстановке движения. Быстрота реакции хорошего водителя – прежде всего результат его постоянной сосредоточенности, готовности к любой случайности. И, главное, нужна правильная реакция, Она еще более важна, чем быстрая.

Говорят, что у молодых людей реакция быстрее, чем у пожилых. Пусть так, но только это не поможет молодому человеку, который на скорости 80 км/ч внезапно увидел на дороге гору осколков и тут же свернул на разделительную полосу. Он действовал быстро, и неправильно. За те деньги, которые он затратит теперь на ремонт (хорошо еще, если этим обойдется), он мог бы купить дюжину шин, которые так боялся повредить.

Можно многое сделать, предупреждая аварию. Можно и неизбежную аварию сделать "лучше", то есть без тяжелых последствий. Езда – это прикладная физика. И при торможении, и при движении по кривой, и при рассмотрении условий сцепления колеса с дорогой необходимо знать все законы и правила. Это же относится и к авариям.

Самый тяжелый вид аварии – фронтальное столкновение автомобилей. Скорости и энергия обоих автомобилей суммируются. Такие аварии часто кончаются смертью водителей и пассажиров. Столкновений надо избегать. Лучше въехать в дерево, ибо дерево не человек. Но и в этом случае вы можете погибнуть. Поэтому еще лучше – в кустарник, который тормозит мягче, чем дерево, или в заборы – их часто протыкают, как копьем.

Если столкновения с другим автомобилем (деревом, кустарником, забором и т. д.) избежать нельзя, то нужно хотя бы уйти от фронтального столкновения, заменив его боковым. Иногда может ничего не получиться, но попытаться все же следует. Однако, если автомобиль на полной скорости ударяется боком о дерево, то он получает такие же повреждения, как при фронтальном столкновении. При ударе в середину автомобиль буквально обвивается вокруг дерева, зажимая пассажиров. Лучше попасть в дерево передним крылом или багажником. В этом случае автомобиль будет вертеться, но смертельного исхода можно избежать.

Значительно лучше вообще обойтись без столкновения. Мы имеем в виду путь в чистое поле. Это абсолютно не трусость. Наоборот, тут требуется много мужества и самообладания. Значительно больше, чем при ударе в лоб. Но это мужество спасает человеческие жизни, в том числе и собственную. Поэтому рекомендуем: в безвыходной ситуации на дороге соберитесь с силами и поезжайте в поле. Не бойтесь кювета. Его можно проскочить под острым углом. Возможно, вы отделаетесь испугом, несколькими синяками и вмятинам на кузове. Если, преодолевая кювет под тупым углом, вы перевернете автомобиль, то и это будет лучше столкновения. Если уклон не очень глубокий и неотвесный, с автомобилем ничего страшного не случится. В любом случае даже неоднократное переворачивание следует предпочесть столкновению.

Наши рассуждения могут показаться абстрактными. Это не так. Конечно, водитель очень редко попадает в такие ситуации, может быть, это случится всего один раз. Но он должен знать, как решительными действиями можно спасти себе жизнь. Совсем не вредно время от времени представить себе аварийную ситуацию и подумать, как бы вы поступили в этом случае, чтобы избежать тяжких последствий. Такая мысленная тренировка даст вам возможность выбрать оптимальный вариант
Из книги В. Рёдигера и К.-Г. Эдлера
"За рулем без ошибок"

Наш динамичный век приучил всех к высоким скоростям и неизбежному при этом риску. Мы не очень волнуемся, наблюдая за головоломными прыжками мотокроссменов или горнолыжников, которые мчатся по жесткому насту со скоростью, даже превышающей те, что приняты на автомобильных дорогах. Мы привыкли. Но и у нас сердце замирает, когда, потеряв равновесие, падает и кубарем летит по склону слаломист или, оттолкнувшись в последний момент от взбунтовавшегося мотоцикла, вылетает из седла мотоциклист. Но проходит минута, и испуг сменяется восхищением – спортсмен снова на ногах, все в порядке. Это умение собраться, сгруппироваться, как иногда говорят, в минуту опасности не только покоряет, но и наводит на определенные размышления. Вероятно, и автомобилистам совсем не помешает овладеть этим искусством, навыками, которые помогут избежать травм при аварии, а то и спасти жизнь. Умение принять удар тоже большое мастерство, а иногда и последний шанс. И его надо научиться использовать.

Моментальной и точной реакции спортсмены, разумеется, учатся, многократно проигрывая острые ситуации. Мы понимаем, что водитель, если он не автогонщик, не может отрабатывать варианты "защиты" в условиях, максимально приближенных к действительности. Но продумать и отрепетировать возможные действия в спокойной обстановке надо. Чтобы помочь ему в этом, мы хотим на основе анализа характера и тяжести травм, полученных пострадавшими в дорожных происшествиях, показать еще раз, откуда надо ждать опасность и что необходимо предпринять, когда возможности вывести автомобиль из-под удара исчерпаны и столкновение стало неминуемым.

Статистика ДТП свидетельствует, что 70% столкновений автомобилей при дорожных происшествиях составляют фронтальные, 12% – боковые и около 7% – наезды сзади. Фронтальные столкновения – самые опасные. Исследования показывают, что здесь дело, как правило, заканчивается одним повреждением машин только при средней суммарной скорости 26 км/ч, а при 40 км/ч и выше приводит к травмам находящихся в машине людей в результате ударов о рулевую колонку, щиток приборов, лобовое стекло, стойки крыши и детали салона. Можете судить, насколько они сильны, если человек в автомобиле, движущемся со скоростью 50 км/ч, к примеру, накапливает такую же кинетическую энергию, как при падении с трехэтажного дома. По характеру эти травмы подразделяются следующим образом: травмы головы – 72%, ног – 47%, рук – 29%, груди и позвоночника – 36%, живота и области таза – 15%.

Стало быть, самое главное при аварии, если удар неизбежен, препятствовать своему перемещению в его сторону и оберегать голову. Водителю и пассажиру рядом с ним надо упереться ногами в пол, а голову не откидывать назад, как люди склонны делать это инстинктивно, а наклонить вперед между рук. Водитель при этом должен покрепче взяться за рулевое колесо, а пассажир – упереться руками в переднюю панель. Если они пользуются ремнями безопасности, надо податься вперед и телом натянуть ремень, выбрав его слабину. Наклонять голову надо для того, чтобы не получить при столкновении перелом шейных позвонков, который является смертельной травмой.

Сидящим сзади, увы, упереться не во что. В спинки передних сидений бесполезно, ибо они складываются вперед. Для этих пассажиров самой безопасной позой будет положение лежа на боку "калачиком", по возможности прижав ноги к груди и закрыв голову и лицо руками. Если и они пристегнуты ремнями, надо, подтянув ноги, прижать их к груди, а голову к коленям.

При наездах сзади у неподготовленного человека голова, естественно, рывком запрокидывается назад, что часто приводит к опасному для жизни "хлыстовому" перелому шейного отдела позвоночника. Его может также бросить назад и ударить о спинку сиденья, крышу, боковые стойки кузова и т. п. Поэтому, на каком бы месте в автомобиле вы ни находились, лучше всего головой и шеей плотно прижаться к спинке сиденья, а коленями упереться в переднюю панель или спинку переднего сиденья (водителю – ногами в пол возле педалей). Конечно, предвидеть наезд на ваш автомобиль сзади довольно сложно. Но если такая возможность существует, то, кроме сказанного выше, еще один совет: постарайтесь успеть обхватить шею кистями сцепленных под затылком рук, это укрепит ваше наиболее уязвимое место.

Во всех перечисленных ситуациях нельзя расслабляться. Наоборот, надо напрячь мышцы и собрать, что называется, все силы. Конечно, в сравнении с динамическими нагрузками, возникающими при столкновениях, они у нас довольно скромны. Но все-таки в сочетании с правильным положением в машине значительно повышают наши шансы избежать при аварии тяжелых последствий.

Иногда в критическую минуту люди пытаются покинуть машину, открыть двери и выпрыгнуть. Так поступать не следует. Чаще всего это заканчивается трагически: человек попадает под колеса или машина, опрокидываясь, придавливает его. Безопаснее всего, повторяем, принять правильную позу и оставаться на своих местах.
И. Язвинский,
судебно-медицинский эксперт